Вседорожник без колес или выбираем болотоход Go-Devil.

Болотоход Go-Devil

   Итак, по порядку. Раз вы вышли на эту статью — значит, уже имеете некоторое представление о предмете, который вам необходим. Но, наверное, неполное, раз решили всё-таки прочитать её. И потому постараемся изложить материал максимально методично и лаконично, чтобы дать вам рекомендации по выбору без путаницы и головоломок, чтобы выбор превратился в простой алгоритм, позволяющий свести выбор подходящих моделей болотоходов к минимуму.
   Поэтому для начала нужно определиться… с типом лодки, как ни странно. Скорее всего, она у вас уже имеется, но от её типа всё же зависит и выбор мотора. А если лодки ещё нет, то тогда тем более стоит прочитать статью до конца.
   Вседорожник без колес или выбираем болотоход Go-Devil Если лодка водоизмещающая, а значит в поперечном сечении приближается скорее к «пузатому» треугольнику (с малой килеватостью), значит, минимальная глубина водоёмов, в которых она сможет двигаться, должна составлять не меньше сантиметров 20-25 или более, в зависимости от максимальной осадки, при которой киль уже касается дна. В сильно заиленных водоёмах она может быть несколько ниже, потому что ил может послужить своеобразной смазкой при движении (идти по «паштету»), но риск напороться на какой-нибудь камень, который повредит гребной винт и вспашет днище, сильно снижает ценность такой возможности. Производители Go-Devil за нас подумали и разработали Rock Guard - защиту винта. 
  Более удачным вариантом для использования болотоходов Go-Devil будет сама плоскодонная лодка «Go-Devil boat» — мы такие множество раз видели в фильмах Жака Ив Кусто. И хотя он в них только путешествовал, в нашем случае вариантов куда больше, например, охота и рыбалка. Во-первых, сверх компактные плоскодонные более удобны в перевозке, легко умещаясь вместе с мотором на прицепе в совокупности с внедорожником. А как Вы хотели: едите на болото на джипе с болотоходом, а не на платную рыбалку с газоном по берегу? Правда, следует оговориться: в нашем случае подходят только варианты с жёстким днищем. Если в лодке предстоит ходить по морю, предпочтительны комбинированные варианты со стеклопластиковым килевым днищем и надувными бортами: они прекрасно режут волны при заметном волнении, но в то же время дают куда меньшую осадку, чем водоизмещающие, и куда более устойчивы.
   А вот если ходить предстоит только по изолированным водоёмам (лиманам, плавням, обмелевшим рекам и озёрам), где сильных волн не бывает, идеальным вариантом будут плоскодонные глиссирующие лодки, в движении практически не погружающиеся в воду и отчасти скользящие по воздушной подушке, образующейся под днищем на большой скорости. Правда, в больших озёрах вроде наших северных и водохранилищах — пресноводных «морях» бывают и настоящие штормы, как в морях солёных, но в подобных случаях просто надо держаться поближе к берегу.
   Остальное обустройство лодки — кокпит, тенты и т.п. — принципиальной роли не играет, был бы достаточно крепкий транец, чтобы крепить массивный и мощный мотор. Вот о нём-то и пойдёт главный разговор.
  По самому большому счёту, болотоходы делятся на два типа: длинные (их называют или Long Tail - «длинный хвост» на английский лад, или «весло» по-русски) и короткие Surface Drive (совсем мелководные - «сурфы»). Вдобавок, в отечественных публикациях то же самое может называться «подвесными лодочными болотоходами» и «мелководными подвесными болотоходами» соответственно.
   Для начала немножко истории. Длинный мотор действительно ведёт происхождение от весла, которым раньше гребли в морских мелководных пирогах для движения у берегов с мангровыми зарослями — он одновременно играл и роль движителя, и роль руля. И потому его замена двигателем с винтом, подвешенным в равновесии, как качели, был шагом вперед вполне естественным. Именно такие сейчас используются в Венеции, Таиланде и вообще в юго-восточной Азии для хождения по морю и в поймах рек. Дейдвуд («нога», «сапог» или шпиндель винта вкупе с корпусом, муфтами и сцеплением) при этом достигает в длину 5-6 метров. Правда, и лодка сама должна быть немаленькая.
   Как легко догадаться, Go-Devil Long Tail - длинный мотор обеспечивает большую манёвренность, чем короткий - Go-Devil Surface Drive хотя бы благодаря большему углу поворота вокруг оси, составляющему для некоторых моделей 360° (включая проводку по воздуху), или около 270° в воде. При этом высота транца для них не принципиальна, Вседорожник без колес или выбираем болотоход Go-Devilпотому что длина дейдвуда превышает её как минимум в разы. В этом случае большую роль играет ограничитель вертикального угла дифферента лодочного подвесного болотохода на транце лодки, т.к. все модели болотоходов Go-Devil оснащены 4-тактными двигателями и уровень масла в картере должен быть допустимым для эксплуатации самого двигателя. Опять производители болотоходов Go-Devil про нас не забыли и предлагают Swivel bracket - поворотный кронштейн, регулирующий и ограничивающий угол наклона двигателя.
  Очевидно, что вышеперечисленные достоинства длиннохвостых болотоходов Go-Devil Long Tail для мелководных болотоходов Go-Devil Surface Drive оборачиваются недостатками. Правда, в меньшей степени, чем у «классических» лодочных моторов с гребным винтом. Дейдвуд у них, конечно, покороче, чем у длинных, но тем не менее значительно длиннее, чем у «классики». Правда, горизонтальные рули, повышающие горизонтальную устойчивость мотора, заодно усложняют подъём его из воды по сравнению с «длиннохвостыми», вынуждая сбрасывать для этого газ. При этом значительно более прочный корпус из нержавейки Galvanized Frame Вседорожник без колес или выбираем болотоход Go-Devilпомогает «рассекать» — да чего там, рассекать без всяких кавычек — настоящую грязь, обеспечивая проходимость не только по болотам и сильно заиленным берегам озёр, но даже по российским просёлкам после сильных дождей, когда грязь такая, что нога грузнет глубже, чем по щиколотку, и "вязнут лошади по стремена!" Представьте такую картину: подъезжаете к опушке, ставите машину на сухом местечке, сгружаете лодку — и на ней с Go-Devil Surface Drive прямо по дороге! Вседорожник без колес или выбираем болотоход Go-Devil
  Обязательно опубликуйте в YouTube, как лодка обгоняет вязнущий на дороге трактор «Беларусь». Недаром же их прозвали «водными 4WD». Вот только имейте в виду: если после этого несколько дней будет стоять сухая погода, есть риск, что тащить лодку обратно придётся на руках. С другой стороны — тогда доехать до лодки на машине проблемой не будет. В общем, вам решать. Но согласитесь — подвесной лодочный болотоход - прикольно, а?
  В отношении грязи и растительности оба типа болотоходов Go-Devil Long Tail и Go-Devil Surface Drive не в пример устойчивей «классики» с гребным винтом. Зато общим недостатком обоих типов болотоходов выступает тот же длинный или загнутый дейдвуд, из-за которого их габариты сильно возрастают и усложняют их перевозку по сравнению с «классикой».
   Следует также обратить внимание на материал винта, наличие горизонтальных рулей, материал покрытия и т.д., от которых непосредственно зависит срок службы этого узла в экстремальных условиях при работе в глинопесчаной грязи.
   Шаг 1. Итак, для начала определяемся с типом водоёмов, по которым нам предстоит ходить, и выбираем категорию — длинный (Go-Devil Long Tail) или мелководный (Go-Devil Surface Drive).
   Шаг 2. Следует непосредственно за первым: уже в выбранной категории выбираем болотоход, подходящий по габаритам; это прежде всего зависит от имеющейся лодки и насколько часто нам предстоит возить их с места на место. Если очень часто — естественно, придётся пожертвовать некоторыми другими преимуществами (о некоторых из которых ниже) в пользу компактности. Главное, найти подходящий компромисс. При этом в выборе важную роль играет и килеватость лодки, и высота транца, и способ транспортировки лодки и пр. Если это, скажем, металлическая плоскодонка, перевозимая на лодочном прицепе, то сильно «париться» по поводу габаритов незачем — главное, чтобы мотор, снятый с транца, умещался в лодке и надёжно крепился при транспортировке во избежание обоюдного ущерба для корпуса лодки и мотора при езде по ухабам.
   Шаге 3. В уже обозначенных рамках определяемся с мощностью двигателя. Конечно, что говорить: мощности всегда не хватает, чем больше — тем лучше, но: чем больше — тем «хуже» массогабаритные показатели самого двигателя без сцепления (впрочем, у разных производителей разброс здесь тоже немалый; премиум - модели от производителей болотоходов PRODRIVE показывают ту же мощность при куда меньших габаритах и весе, чем у болотоходов Go-Devil или вообще у российских "крокодайлов-нонеймов").
   Правда, «тройка лошадей» тут уже не пойдёт ни под каким видом. В любом случае нижний предел мощности нужно заложить где-то в 6 «лошадок», потому что при меньшей на глиссирование не выйти, а значит, изрядная часть преимуществ моторов-болотоходов данного типа «уйдёт в песок». Однако и более 23 л.с. — это уже серъёзное решение (разве, что лодка у Вас очень массивная и широкая). Прежде всего из-за того, что чем больше «лошадей» — тем больше им надо «сена»! Вседорожник без колес или выбираем болотоход Go-Devil
  Иногда рациональнее (и даже дешевле!) бывает поставить спаренные двигатели меньшей мощности, повышающие курсовую устойчивость и управляемость, чем один такой же мощности. Правда, недостатком «спарки» болотоходов выступает некоторое снижение манёвренности. Разумеется, результат сильно зависит от размеров, типа и веса лодки, так что для окончательного определения мощности мотора лучше всего проконсультироваться с производителем (продавцом) лодки, если только рекомендации не даны в техническом паспорте.
   Сюда же отнесём, пожалуй, и меж сервисный пробег. У более надёжных моделей он больше за счёт использования продвинутых технологий смазки, более надёжной герметизации неразборных узлов, более качественной балансировки вала и т.п.
   И раз уж речь зашла о нонейме. Сразу напомним: речь идёт не о российских "Кулибиных" или китайской продукции вообще, а именно о совсем безымянных или малоизвестных компаниях. Потому что большинство европейских, американских, японских и т.п. производителей перенесли изрядную часть производства самих двигателей для болотоходов в Китай ради снижения затрат, но при этом осуществляют строжайший контроль качества. И вот отбракованные-то экземпляры таки находят дорогу на серый рынок под другими брендами.
   Тем более, что лидеры рынка тут более или менее известны. Стоит назвать прежде всего таких, как GO-Devil, PRODRIVE, Beavertail, отечественный «Аллигатор» (кого ещё?). Естественно, что более качественные и надёжные и стоить будут дороже. («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)!
   На этом выбор ещё не закончен. Все упомянутые компании используют ДВС разных производителей — Briggs & Stratton, Honda, Vanguard, Kohler и др. Некоторые производители моторов имеют широчайшую экспертизу в двигателях и для наземного, и для воздушного, и для водного транспорта, некоторые специализируются исключительно на водном. Кого предпочесть — дело скорее вкуса. Как правило, производитель болотохода выбирает производителя мотора не по бренду, а по оптимальности характеристик для данной модели.
   Что касается выбора: двух- или четырёхтактный, тут всё относительно проще. Двухтактные моторы в регионах производства болотоходов запрещены в эксплуатации конвенцией 2008 года, менее экономны, требуют смешивания масла с бензином, сильнее шумят, дымят, но зато меньше весят и проще в обслуживании (например, не требуют заливки масла в картер). То есть они предпочтительны для частых разъездов, например, в Бразилии. В остальных случаях всё же лучше выбрать четырёхтактные.
  Шаг 4.
Следует учесть и конструкцию привода — ременной (используется на мелководных болотоходах Go-Devil Surface Drive) или коленвал (используется на болотоходах Go-Devil Long Tail). Последний несколько надёжнее, но сложнее в обслуживании, а появление новых материалов для приводных ремней весьма повысило срок их службы и простоту регулировки, так что у ведущих производителей ременные передачи чрезвычайно надёжны.
   Что касается трансмиссии, то вариаторы, с одной стороны, обеспечивают максимальный крутящий момент в любых условиях, зачастую быстро меняющихся при движении по мелководью и грязи, а с другой, увеличивают стоимость конструкции в целом и усложняют обслуживание. Если бюджет позволяет, вариатор всё же предпочтительнее.
   Стоит обратить внимание и на «приятные мелочи», повышающие надёжность конструкции в целом, как, например, применяемые в болотоходах Go-Devil фирменные бронзовые втулки со спиральной канавкой, обеспечивающей автоматическую гидродинамическую подкачку смазки.
   Шаг 5. Если мотор болотохода работает без сбоев, то важнейшей его характеристикой при прочих равных становится эргономичность. При окончательном выборе следует проверить, насколько удобен румпель именно для вас, насколько широки возможности по регулировке его положения. Удобно ли держаться за его рукоятку: не слишком удобная по форме рукоятка может порядком побить ладонь и даже натереть кровавые мозоли. Желательно наличие нажимной рукоятки дросселя, значительно упрощающей управление двигателем. Для безопасности чрезвычайно важно наличие аварийного ключа отсечки (талрепа). К примеру, если на большой волне рулевого (пьяного) выбросит за борт, ключ, пристегнутый к поясу или рукаву вылетит вместе с ним, моментально заглушив двигатель и избавив от необходимости гоняться за лодкой, лишившей управления, что может кончиться для неё фатально. Учитывайте российский менталитет!
   Шаг 6. Тип винта. Тут выбор невелик: двух- или трёхлопастной. Впрочем, и выбора-то особого нет: Go-Devil Long Tail - "длиннохвостые", как правило, снабжаются двух-, а «короткие» — Go-Devil Surface Drive трёхлопастными. Выбрать надо только производителя. Потому что материал винта — штука едва ли не самая главная. Чугун прочен, но хрупок, и при ударе о камень может расколоться. Сталь пластична, но менее износостойка и склонна к потере формы при ударах о те же твёрдые предметы. Опять же, и о коррозионной стойкости забывать не следует. Идеальный выбор — высоколегированные стали, стойкие к коррозии и являющие оптимальный компромисс между жёсткостью и пластичностью. Как правило, если не «бурить» ими гравий на регулярной основе, то срок службы их сравним со сроком службы самого мотора. Go-Devil оснащает свои болотоходы гребными винтами собственного производства, однако на рынке представлены альтернативные винты других производителей более широкого ассортимента по градации диаметр/шаг, а также качества. Опять же разброс цен: планируйте бюджет!
   И обязательно проверьте, подходит ли крепёжная струбцина подвесного лодочного болотохода для вашего транца. Ряд производителей опционально предлагают альтернативные струбцины для крепления болотоходов разных типоразмеров.
   Как бы то ни было, пройдя эти 6 шагов, Вы очень сузите свой выбор, и, даже если в конце из моря моторов выплывет не одна, а несколько моделей, отделить зерна от плевен будет куда проще. Если же результат вынес на поверхность круглёхонький ноль, следует вернуться на пару-тройку шагов назад и пересмотреть некоторые критерии выбора.
   Да, напоследок: обязательно принимайте во внимание такой фактор, как touch&feel, то есть «прикосновение и ощущение»: если мотор не понравился вам с виду, или руке на румпеле как-то неуютно, или вообще мучает ощущение, что «что-то тут не то» — не берите его. Обязательно найдёте впоследствии повод придраться и к остаться недостаткам.
   О «дуэлях» разных моделей болотных Go-Devil и ProDrive смотрите в полезной информации на нашем сайте.

   К вопросу о безопасности. Если вы выбрались на рыбалку/охоту/увеселительную прогулку не на одном болотоходе, то никогда не следуйте за головной лодкой в кильватерной струе: обязательно двигайтесь параллельным курсом на заметном отдалении: вылетающие из-под винта обломки деревьев и камни могут причинить серьёзные увечья пассажирам и рулевому задней лодки, вместо удовольствия доставив немалые огорчения и проблемы. Стиль езды на подвесном лодочном болотоходе играет большую роль!



В нашем магазине Вы можете купить болотоходы Go-Devil.

Смотрите также: другие статьи о болотоходах Go-Devil.

Смотрите также:
Статистика
https://www.high-endrolex.com/31